Как снимали фильм "Старик Хоттабыч": кадры со съемок и несколькоинтересных фактов о фильме

В детстве (да и сейчас тоже) мне настолько нравился фильм "Старик Хоттабыч" (1957), что я старался никогда не пропускать эту сказку, когда ее показывали по телевизору. Я даже просыпался рано утром в выходной, если фильм шел в 8 часов утра.

Ситуация

}{отт@бь)ч - format c:

В новой России оказалось достаточно много людей, которых раздражала высокая популярность советских прокоммунистических сказок. А они действительно популярны, "Незнайка на Луне", например, в издательской среде давно стал символом беспроигрышного бизнес-вложения.

Так, когда известные издатели Сергей Пархоменко (нынешний иноагент) и Варвара Горностаева покинули холдинг «Азбука-Аттикус», свой уход они объясняли несогласием со стратегией владельцев издательства, которые боятся рисковать и «не готовы выпускать ничего, кроме 58-го издания "Незнайки на Луне"».

"Меняется все в наш век перемен..."

Повесть-сказку "Старик Хоттабыч часто иллюстрировали по очень простой причине - картинки в книге устаревали. С этой проблемой в полный рост столкнулись современные издатели.

Один мой знакомый издатель собирался переиздать книгу с иллюстрациями первого художника Константина Ротова - очень уж они ему нравились. Проект так и не состоялся. Когда я поинтересовался - почему, мне ответили: "А ты видел эти картинки? Они совершенно не подходят с привычному нам тексту романа". И действительно - у Ротова там какие-то носороги, китайцы, клиенты парикмахерской, превращенные в баранов и сданные в институт на опыты...

"Старик Хоттабыч" - плагиат или нет?

Одно время было модно все классические произведения советской детской литературы объявлять плагиатом. Мол, Волков все украл у Баума, Толстой - у Коллоди, Чуковский - у Лофтинга... Беда в том, что, войдя в раж, люди не останавливаются на тех случаях, когда стартовое заимствование бесспорно, а начинают разоблачать дальше.

Дело доходит до того, что "Приключения Незнайки" Николая Носова объявляют плагитатом "Царства малюток" Анны Хвольсон, хотя единственное, что совпадает в этих двух книгах - имена двух персонажей: Знайка и Незнайка.

Почему бы в таком случае не объявить Носова плагиатором Владимира Даля? Наш великий фольклорист в своей книге "Пословицы русского народа" задолго до Хвольсон сообщал, что "незнайка лежит, а знайка далеко бежит".

"Старик Хоттабыч" тоже попал под подозрение - его объявляют плагиатом фантастической повести английского писателя Ф. Энсти (псевдоним Томаса Энтри Гатри) «Медный кувшин» («The Brass bottle»).

Если бы "Властелин Колец" снимали в СССР

Нашёл однажды пионер бутылку с джинном и ... Трах-тибидох!

Жарким летом 1957 года миллионы советских мальчишек и девчонок штурмом брали кинотеатры. На экраны вышел новый цветной фильм «Старик Хоттабыч». Он был снят на киностудии «Ленфильм» по мотивам одноимённой книги. Автор книги о старике Хоттабыче – писатель Лазарь Лагин.

В конце 30-х годов он был в длительной командировке на острове Шпицберген, где и родился замысел этой сатирической сказки. Лагин почерпнул идею из книги английского писателя Томаса Гарти «Медный кувшин», в которой молодой лондонский архитектор выпускает из медного кувшина на волю джинна, заточенного туда царем Соломоном.

В 1938 году «Старика Хоттабыча» опубликовал журнал «Пионер». Отдельной книгой повесть вышла в 40-м; а в 1955 году издательство выпустило вторую «версию», где не только заменены были многие эпизоды и персонажи, но и сама книга значительно выросла в объеме. На основании второй редакции Лагин написал одноименный киносценарий, по которому режиссер Геннадий Казанский и снял фильм. Между прочим, на счету Казанского такие замечательные кинокартины, как «Снежная королева», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Человек-амфибия».

Для середины 50-х годов «Старик Хоттабыч» — это прецедент по количеству и качеству спецэффектов. Прецедент во всем советском производстве. Негласная задача была догнать и перегнать Голливуд(да, да. старый добрый наш ответ Западу). Производство картины потребовало особых огромных усилий от всех цехов Ленфильма. Денег при этом не жалели. Компьютерной графики в те времена не было, поэтому в фильме много комбинированных съёмок, в том числе передовой по тем временам метод «блуждающей маски». Самая большая нагрузка легла на цех комбинированной съемки. Специально для этого фильма даже изобретали новую технику. В НИИ телевидения разработали специальную кинокамеру, пленку и проявочную машину. Самыми сложными были невероятные по тем временам съемки полета на ковре-самолете. Подвешенный в павильоне ковёр-самолёт впоследствии был наложен на фон пролетающего пейзажа, а облака создавались с помощью дыма. Именно дымом были вызваны слёзы исполнителя роли Жени, когда он сбрасывал вниз подаренные индусами бананы. Но это было так к месту, что сцену режиссёр оставил. Эти фантастические съемки собирали в четвертом павильоне «Ленфильма» толпы народу.

Самым известным мемом из фильма был, конечно же, про футбол.

Хоттабыч, поначалу не понимающий, зачем «двадцати двум приятным молодым людям бегать, падать и толкать друг друга только для того, чтобы несколько мгновений погонять невзрачный кожаный мячик», вскоре становится заядлым болельщиком и заколдовывает ворота противника.


Ворота для матча команд «Зубило» и «Шайба» (кстати, в кадре играли профессиональные футболисты) были специально изготовлены в столярных цехах «Ленфильма». Например, штанга, которая по сюжету изгибалась и «подыгрывала» соперникам, была сделана из резины, а сами ворота изготовили раздвижными, чтобы они могли в нужный момент стать больше или меньше. Под воротами на поле расположили тележки и рельсы. Когда было нужно, чтобы ворота «побежали» навстречу мячу, их тянули за тросы. Когда мяч летел в штангу, ее приподнимали сидевшие внизу, в яме, рабочие, и штанга выгибалась.


На маленьком ленинградском стадионе «Светлана» сняли эпизод, когда с неба на игроков падает множество мячей. Перед съемками режиссер каждому игроку дал по мячу и попросил подкинуть их высоко вверх. Камера снимала на фоне неба летящие мячи, а потом уже при обратной прокрутке кадров получилось, что мячи действительно летят сверху. Но, поскольку стадион «Светлана» очень мал, пришлось при монтаже «дорисовывать» на общих фонах трибуны, табло и большие прожекторы. А крупные планы сидящих на трибунах зрителей доснимали уже на стадионе имени Кирова.

Работу над фильмом «Старик Хоттабыч» начали с поиска исполнителей главных детских ролей: Вольки, Женьки и Гоги. Ассистенты режиссера объявили о начале проб, и на студию потянулись тысячи мамаш со своими чадами.


Затем этих школьников пригласили на киностудию. Надо было выяснить, кто из ребят сможет сделать всё, что требуется в фильме, кто сможет сыграть Вольку, Женьку, Гогу. Поэтому ребят просили прочитать стихи. Кто читал с выражением, с настоящим чувством, того приглашали придти ещё раз. Следующие задания были посложней: предложили разыграть сценку. Пионерам ставились условия, например: они гуляли в лесу, пошёл дождь; ручей, через который необходимо перебраться на обратном пути, стал бурливым и глубоким. И школьники должны были представить, как они идут в мокрой одежде, как тяжелы корзины с грибами, как трудно переходить через ручей. В этих сценках всё условно — нет ни дождя, ни ручья, ни мокрой одежды. Только сильное воображение могло превратить пустую комнату студии в дремучий лес. И вот тем, кто лучше других исполнял эти сценки, поручили роли пионеров в новом фильме.

Этими школьниками оказались Лёша Литвинов — шестиклассник 82-й школы, Геня Худяков — из 7 класса 96-й школы и Лёва Ковальчук — ученик 6-б класса 71-й школы. Ребята хорошо учили уроки, примерно вели себя в классе, и поэтому учителя не возражали, чтобы они снимались в кино. Вот так заморачивались глупые коммунисты.

Распределили, кому кого играть, Лёва Ковальчук больше всего похож на Гогу — ему и дали эту роль. Гене Худякову подошла роль Женьки — серьёзного рассудительного мальчика. А Лёша Литвинов прямо-таки был настоящим Волькой, таким же шаловливым, доверчивым. Но вот беда: Волька должен быть блондином, а у Лёши волосы черные. Думали, думали и придумали: надо покрасить Лёшины волосы в светлый цвет. Но согласится ли мама Леши? Когда ее спросили об этом, она долго не решалась: вдруг её сын станет некрасивым? Не будут ли Лёшины одноклассники обижать его и дразнить «рыжим»? Но всё-таки она согласилась. И тогда мастер-гримёр Василий Васильевич Горюнов сделал Лёшины волосы белобрысыми. А когда Василий Васильевич завил ему на макушке задиристый хохолок, — Лёша рассмеялся — так ему понравился этот непослушный вихор на голове.

Мальчики ещё раньше читали книжку про старика Хоттабыча, поэтому им легко было учить роли. Правда, юным артистам всё время помогали автор сценария и режиссёр. На репетициях они подсказывали мальчикам, как и что надо говорить, объясняли, какой характер должен быть у того или иного героя. Ребята слушали очень внимательно и старались делать именно так, как им говорили. Киноработники были довольны своими «артистами».


– На тот момент я уже был в картотеке «Ленфильма», – вспоминает Геннадий Иванович Худяков (Женька). – Просто снялся совсем еще маленьким в эпизоде фильма «Алеша Птицын вырабатывает характер», вот меня по фотографии и пригласили на пробы. Перед камерой я и другие кандидаты играли эпизоды из сценария, так нас и отбирали.

Ребята оказались просто образцовыми актерами. Юные артисты старательно выполняли все требования режиссера, а вне съемок вели себя скромно и совсем не капризничали. Во время съёмок Лёша и Геня оставались школьниками. Везде с ними ездила воспитатель Мария Александровна Смыслова. Она следила за тем, чтобы ребята строго выполняли распорядок дня, тщательно готовили уроки. Их день был заполнен до отказа — съёмка, репетиции, занятия. Даже побегать, побаловаться мальчикам не всегда удавалось. Ведь они работали. Рано вставали, без опоздания приходили на съёмку, отвечали уроки учителю…

На главную сказочную роль – самого Хоттабыча – тоже был большой конкурс. Шутка ли – на эту роль пробовались Евгений Лебедев и Георгий Вицин! Но утвердили все-таки артиста из Одессы Николая Волкова. Когда его загримировали под старика, режиссер сразу же воскликнул: «Берем!»


Во время съемок Николаю Николаевичу приходилось каждый раз выдерживать по два часа сложного грима, и дело вовсе не в его бороде: ему долго лепили нос из специального гримерного пластилина.

Съемки начались в Ленинграде и, как водится в кино, вовсе не с начала сценария. Первыми снимали сцены в павильонах студии «Ленфильм», где выстроили комнату Вольки, Гоги, лестничную площадку и даже… цирковую арену. Помните эпизод, когда Волька, Женька и Хоттабыч приходят в цирк? Там бедный старый волшебник объелся мороженым и здорово простудился. На самом деле Николай Николаевич вместо мороженого, которое в кадре он глотал целиком, ел глазированные сырки, – делится тайной Алексей Литвинов (Волька). – А поскольку дублей было много, то и съел артист их столько, что после последнего дубля еле дышал и все причитал, что больше никогда в жизни на эти сырки смотреть не будет.

Директором картины «Старик Хоттабыч» была Тамара Самознаева. Она заботилась о том, чтобы съемочная группа была снабжена всем необходимым: кинопленкой, аппаратурой; имела бы помещение, транспорт и еще тысячу всевозможных вещей. И одной из главных ее обязанностей было доставать животных, которые нужны для фильма: слонов, верблюдов, лошадей, осликов для каравана с драгоценностями.


В поисках верблюда Тамара Ивановна проехала четыреста километров по Сталинградской области. Купила его в колхозе и повезла в Ленинград. Кстати, в будущем эта незапланированная в бюджете фильма трата здорово повлияла на работу: в эпизоде, когда в цирке на руке Хоттабыча выступают акробаты, на самом деле должны были сниматься тигры. Но на них денег уже не хватило, истратили на верблюда!

Сцену, когда по Москве идут огромные караваны слонов и верблюдов, на самом деле снимали в Сочи. В момент съемок там гастролировал цирк под управлением Корнилова, который и предоставил киношникам своих животных. Этот караван шел по улицам Сочи, а при монтаже вместо сочинских домов вставили дома московские, например знаменитые «высотки».

После выхода фильма в прокат его ждал ошеломляющий успех. Актеры почти год поодиночке и группами ездили по стране, встречались со зрителями. К концу этого длиннющего марафона героям уже откровенно хотелось домой, к маме и в школу.

В первые полгода проката фильм посмотрели 40 миллионов человек.


Фильм получил несколько призов: Поощрительный диплом на 1-м ВКФ (1958), Почётную грамоту на Международном кинофестивале в Ванкувере (1958), Почётный Диплом на 1 МКФ детских фильмов в Панаме (1971).

Фильм стал культовым, цитаты ушли в народ. И, конечно же, появилась куча анекдотов про Хоттабыча.

Хоттабыч стал своим, народным героем. Как будто был с нами всегда. И остался с нами, когда пионеров уже не стало. В новой России вышел новый фильм про Хоттабыча. Категорически другой, с всевозможными злодеями, но всё с тем же добрым джинном.

Впрочем, это уже совсем другая история.

Хоттабыч свободен

Что посмотреть - новое в кинотеатрах!

ВсЕм ПриФФки!

Ребяты, скорее бегом на премьеру - это такая ржака!!! У нас наконец-то научились снимать хорошие комедии!

Когда Хоттабыч решил поколдовать на футболе

Рекомендуем
@link2zero
@mILKA
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: